в тюбетейко

"Жалость - поповское слово" - ...

...сказал однажды капитан Жеглов.
Как-то я услышал от человека, считающего себя христианином, что жалость унижает.
Мне всегда казалось, что жалость это понятие евангельское, что это одна из граней любви, сострадания.
В Евангелии четыре раза упоминается, что Иисус "сжалился" и два раза это делают герои его притч: милосердный самарянин и отец блудного.
А что думаете вы о жалости?
Унижает ли она?
О жалости и тех, кто ее отвергает
У меня был знакомый - тоже любил высокомерно заявить "Жалость унижает человека", когда с него спрашивалось.
Причем сам постоянно всем и на все жаловался, не стесняясь принимать чужое участие и помощь.
Так что люди, щеголяющие этой фразой, у меня вызывают подозрение.

Edited at 2016-06-17 11:35 pm (UTC)
;можно жежалеть и более высокого по положению,, так что согласна с вами
Да, унижает, потому что это позиция превосходства. У меня проблемы со здоровьем и дико бесит, когда люди, ничтоже сумняшеся, начинают гладить меня, ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА, по голове (!!!) и жалостливо причитать. Хочется уебать строительной кувалдой таких.... жалельщиков.
так это смотря как жалеть. таких вот жалельщиков лопатой по хребту
Я обычно начинаю непроизвольно хамить и огрызаться :(
Я ведь недаром привёл в пример Иисуса и то, КАК Он жалел :)
Ну с моей т/з это уже не жалость, а сострадание. :)
Еще подумала о том, что жалость бездеятельна. Пожалел и пошел дальше.
Тут нужно, как всегда, сверить понятия. Сострадание - это одно, сострадание предполагает оказание посильной помощи тому, кому сострадают.
Вы берете кота с улицы, несете его домой, лечите - это сострадание.
Некто увидел кота на улице, закатил глаза к небу, посетовал на жистокый мир и пошел дальше, рассказывая, как он жалеет бедных и больных котов - это жалость.
Абсолютно несозидательное чувство.

В отношении человека фраза "мне жаль тебя!" звучит как социально одобряемое оскорбление. Делать что-то для тебя жалельщик ничего не будет, а вот вздоминировать за счет ощущения собственного превосходства - эть запросто.
Вот пока я час сочиняла пост, Вы сформулировали очень четко. Согласна полностью.
Да, очень многое зависит от того, как слово наполняет тот, или иной человек. Я ведь недаром привел Иисуса и Его жалость.

А вы уверены, что в Библии сказано именно о жалости, а не о сочувствии? Переводы они такие переводы...

Говорится-то о жалости.
Но не в понимании современного человека, которое тут озвучили.

Так вопрос именно в терминологии! Повторю других комментаторов: жалость бездеятельна, это просто эмоция, вздрагивание души. Сочувствие же - способность понять и помочь. Так сложилось в нашем языке, не я одна так считаю. Но разве была жалость Иисуса бездеятельна? Я даже не говорю про чисто практические вещи, типа кормление народа хлебами и рыбами илт чудеса исцелений и воскрешений. Нет, его сочувствие было глубже - он понимал душу человека, он сталкивал его с самим собой, заставляя двигаться дальше.

"Абсолютно несозидательное чувство. "
Прямо вот с языка сняли.
Кажется, что у меня чувство жалости отключено как опция. У меня есть чувство справедливости, неразрывно связанное с действием по решению конкретной проблемы. Но жалеть я не понимаю смысла.
Поясняю: звонит мне незнакомый номер и женский голос сообщает, что она меня знает по помощи животным, где-то мы на выставке пересекались, что она инвалид на костылях и не может выйти из дома, а у неё кошка, а сосед-помощник уехал, и не могла бы я для кошки кой-чего привезти, потому что соцработник только для людей. Честно, никаких души прекрасные порывы я не ущутила. У меня просто не было ни единой причины отказать.
И вот полтора года я регулярно вожу наполнитель, корм, к ветеринару и прочее по кошке (все товары оплачивает она, к слову). А последние два раза она просила привезти продукты для неё, потому что там какие-то траблы с соцработником случились. Засунув свое раздражение подальше послушно в трех магазинах искала творог именно заказанной марки и именно сегодняшней датой. Потому что у меня ноги ходят, руки носят, глаза видят, уши слышат да еще и маленькая машинка. Я просто ВАУ как офигительно богата на возможности и просто нет, нет причин это не ДЕЛАТЬ. Я хочу это делать? Нет, конечно, не хочу, но так надо делать. В тягость ли мне это? Нет, я воспринимаю это как погоду, которую надо учитывать в обычной жизни.
Жалости у меня нет. Намек взять её к себе на лето в дом на природу я пропустила. Хотя все условия для инвалида в доме созданы (то другая история).
У нас уже лет восемь работает инвалид с таким же диагнозом, но полностью самостоятельный. Да еще и человек замечательный, а работник так просто золотой. Он просто не допускает, чтобы его жалели. Но все офисные дела корректируются с учетом его возможностей. И по умолчанию, если мы соображаем, и прямо его спрашиваем, если не соображаем.
Что я хочу, так чтобы все были здоровые и богатые. Трах-тибидох-тибидох. Дзынь! :)
Я имел в виду конечно же не жалость как эмоцию.

Милосердие - поповское слово,  сказал Жеглов. Милосердие больше жалости, и это уже другая тема. Я не могу справиться с жалостью, она разрушительна и часто бесполезна. И все равно она не есть слабость и никого не унижает.

Вот именно это я пришла сказать)). Иисус "сжалился", потому что Он - милосердие. Милосердие - это по-христиански. Мне всегда казалось, что жалость сродни равнодушию - ах, как жалко детей (кого угодно), но ты сидишь на диване и ничего для них не делаешь. У Иисуса же всегда действие, конкретное дело. У милосердия нет слов и пустых эмоций. Хотя именно жалость может разбудить в тебе милосердие. Не думаю, что она есть слабость. Она есть просто человеческая черта, эмоция.
Того, кто ее испытывает, не унижает, думаю ). Способность ее ощущать, как мне кажется, - показатель человечности. Умение осознать, что кому-то плохо (когда тебе хорошо или когда тебе еще хуже), и испытать при этом эмоцию - это не всем дано. Но в понятии "жалость" есть и четкое направление сверху вниз.

Жалеть можно только того, чье положение не ахти. Это обязательное условие в определении "жалости". Если человеку, у кого что-то плохо, кажется унизительным осознание этой ситуации, жалость со стороны других ему показывает, что это видят и другие. Его, стал-быть, жалость унизит. Индивидуально это.
Как ниже написали, жалость может раздражать, именно из-за проявления. Человек, может, не считает, что у него все так уж плохо. А его пожалели - в его понимании, проявили бестактность.

Насчет связи с любовью, не уверена, имхо, это разные истории. Можно пожалеть конкретного человека, которого не любишь или даже испытываешь какой-то негатив, при этом можно даже не менять свое поведение с ним, никак не помогать, но жалость-то все равно испытываешь или ненадолго испытал. "Птичку жалко".

Про созидательную и несозидательную хорошо уже написали. Про "мне вас жаль" как оскорбление - тоже, это действительно попытка показать собственное превосходство человеку, который не понимает своей ущербности и не понимает, что он жалкий. Тут точно унижение.

Жеглов все же пожалел соседку, у которой карточки украли, и помог ей. Может, жалости он при этом не испытывал. Мне кажется, он, скорее, был против "поповской" недеятельной жалости, когда что-то на словах только. Хотя надо перечитать ). В книге он совсем другой, не как герой Высоцкого...

Извините, что так длинно, но вопрос был интересный. И я лингвист в позапрошлой жизни.
В Евангелии Иисус "умилосердился" и "сжалился" - синонимы, и, если я не ошибаюсь, передаются либо однокоренными, либо тем же словом.
Вполне возможно. В контекстах, где мог бы покарать, но не стал?
К сожалению, совсем не специалист ни по священным текстам, ни по истории их переводов, так что пойти по дорожке, что Вы предлагаете, не сумею.
Слышала не так давно, какой-то специалист по радио говорил, что даже в осовремененных переводах Писания есть вроде нормальные слова, которые сохранились через все переводы издревле, потому что их форма не менялась. Их и не пересматривали. Но вот значение могло кардинальным образом измениться. Допустим (сейчас сочиняю), раньше это могла быть только молитва с жертвоприношением, а сейчас - любая просьба и требование. И пассажи с такими словами сейчас воспринимаются одним образом, а раньше могли означать другое.
В общем, осторожно надо с древними текстами.)

А слова живут, меняются, обрастают чем попало, включая ошибки, которые закрепляются и становятся нормой. По-хорошему, для составления одной словарной статьи надо и текстов тучу перелопатить, и опросы проводить.
Та же жалость бывает неправильной - "Ой, жалеешь ты своего ребенка, а с ним бы построже, может, и человеком вырастет". Это не милосердие, это ненужная снисходительность (но опять же сверху вниз, с-нис-ходим). Или еще бывает, что "баба пожалела неприкаянного мужика", это вообще немножко не про христианскую любовь ). "Муж не бьет, жалеет" - поди пойми, брезгует бить такое жалкое существо или любит.
жалость и милосердие как раз самые такие человечные чувства
:) вот и мне так кажется
Но, как выясняется, у слова столько накопилось лишнего багажа, что люди только багаж и видят.