Нет-нет, ничего личного. ))) Я же говорю: как к институту. :)
Что Вас больше всего раздражает? У меня растет неприязнь к целибату, потому что из-за него ксендзы без меры лезут в личную жизнь.Из-за этого католичкой быть не могу, а жаль.
Раздражает прежде всего претензией на некую особую приватизированную "духовность"(тм), коей только монки и обладают. Свет монкам - анделы, свет быдлу мирянам - монки.
Не встречал, хотя ни разу отрицать не буду. Мне, видимо, хорошие попались.
Но уверен однако, что процелибаченные католические нервно курят по сравнению только со старцем Наумом.
Монахэ и старцэ моляца за весь мир и за тебя грешново а ты неприязн Не боишса ли стольких моллитвеникочв в День Страшново Суда лишица Дух века сего устраивает ныне новые гонения на моашествующих и на головах его имена богохульные Поостерегись грешник!
Меня даже двадцать лет назад нельзя было так затроллить. ))
это просто осознание того простого факта, что аскетический подход "не работает", в общем и целом

то есть понятно, что среди монахов есть хорошие и иногда великие люди

но они там появляются не в результате аскетической практики, а прежде всего, в результате жестокого отбора, как на начальной стадии (отсекаются слабо мотивированные люди), так и в процессе (отсекаются люди, неспособные нести тяжесть послушания)

попросту говоря, монастрыть - не школа праведности и духовной силы, как он сам себя позиционирует, а ФИЛЬТР, отбирающий для почитания (в основном, людями следущих поколений) неких единичных избранных. Причем, тем кто ФИЛЬТР не проходит - монашество наносит сугубый и однозначный вред. Вот такой выбор - либо повредиться, либо пройти жестокий отбор и быть признаным святым...

"не работает"
Был вл. Антоний Сурожский. У него работал. Был о. Алесандр Шмеман. Ему вообще всё это было чуждо. Но в опыте на глубине они совпадают просто изумительно.
Есть такое. Не хотел бы обобщать, но ИМХО в наше время, в том виде, как монашество сложилось в виде системы, оно не работает. Т.е. система, как таковая, работает и эффективно - но не с точки зрения спасения душ и пастырства.
экзальтированно плюсую. добавлю, что это слчилось "не вчера и не третьего дня".
Вешки можно расставлять издалека. XVI век - поражение нестяжателей (одновременно, с утратой исихазма и упором на внешнее). Это, как пример. А таких вешек за нашу историю очччень много. Теперь же просто клиника, какая-то (при том, что я знаю и прекрасные монастыри и замечательных иноков, но говорим то, не о них)