в тюбетейко

(no subject)

Очень в тему.
Из "Дневников" о. Александра:
Как объяснить самому себе, прежде всего, что я люблю Православие и все больше и больше убежден в его истине и все больше и больше не люблю Византии, Древней Руси, Афона, то есть всего того, что для всех - синоним Православия. Я бы умер со скуки на "конгрессе византинистов". Только самому себе я могу признаться в том, что мой интерес к Православию обратно пропорционален тому, что интересует - и так страстно! - православных.
может вернётесь на форум? ;) Без Вас скучно.
Как же наверное грустно, горько с этим жить.
Фактически, это разрыв с большинством единоверцев.
Одиночество и изоляция в Церкви.
Да ни в коем разе. :)
Во-первых, таких уродов как я в Церкви предостаточно. )))
Никогда мнение большинства для меня не было критерием правильности. Если думать о том, что скажет большинство, таков ли я, как большинство, то надо верить в "святые источники", кушать землицу с могилок старчиков и быть себе вполне язычниками православного обряду. Священное Писание? Да что мы, баптисты какие? Мы лучше брошюрку почитаем: "Можно ли пукать в храме Божием?".
Во-вторых, может быть мы понимаем по разному эти строки отца Александра? Я их понимаю как то, что второстепенное и служебное, обрамление так сказать, не должно претендовать на то что оно - содержание. Содержание - только Христос, жизнь с Ним и в Нём. А всё остальное - может быть а может и не быть. И если что-то вдруг перестанет быть, то Христос не станет ущербнее. И наша жизнь в нём не станет ущербнее. Только грех может повредить нашему общению с Ним.
А все эти суррогаты - "великодержавная Русь", "самодержавие", "православная идеология" - это даже не обрамление. Это паразиты на церковном теле.
Для многих людей - византии, афоны и прочее - это именно само православие, его суть. А они не суть.
Ага. Глянула одним глазом в госзаказ "Гибель империи" - чуть не стошнило. Запад, конечно, во всем виноват, ага :(
На меня в свое время - лет 18 назад - очень сильное впечатление произвели "Исторический путь православия", "Таинство Царства", "Водою и Духом".
Но если мы не понимаем, что Афон и Лавра, Соловки и Эгина - все это плоды Духа, а не человеческие выдумки, значит и Духа-то мы не ценим, а хотим все с чистого листа создать.
Ну зачем нас с Шмеманом в протестанты-то записывать? Прям в хулители Духа... Ох, устал я от ярлыков от своих. Печально все это...((
Никто и не говорит, что "человеческие выдумки". Речь идёт о иерархии, скажем так. Когда то, что лишь выражает главное само становится этим главным.
Новостройка
Иерархия - это одно. Т.е. ни древними распевами, ни прекрасными храмами заменять Христа мы не должны.
Но тут "не люблю Византии, Древней Руси, Афона", ... "мой интерес к Православию обратно пропорционален тому, что интересует - и так страстно! - православных".
Т.е. видимо противна вся эта святость, подвижничество, особое почитание Богородицы и т.д. Не люблю ДРЕВНЕЙ Руси (а не Росс.империи! - что как раз было бы понятно) - значит прежде всего "не люблю прп.Сергия" - поскольку духовное состояние Древней Руси с ним связано напрмую. Не люблю Афона - значит и прп.Силуана вычеркиваем?
Получается, строим нечто новое... :(
Re: Новостройка
Вы не пытаетесь понять о. А., а даёте своё толкование его словам с заведомо негативным, осужденческим настроем. А заодно осуждете всех тех, кто может сказать вместе с о. Петром (Мещериновым): Книгу дневников о. Александра Шмемана я читал, как будто пил чистую свежую воду. По мере приближения книги к концу я всё больше жалел, что дневников только один том... жалко было, когда книга кончилась, не хотелось расставаться с нею.
Re: Новостройка
Я написал, что работы о.А.Ш. для меня были очень важны и значимы - в том числе и книга по истории Церкви.
В данном случае я отвечаю просто на приведенный отрывок. Вполне могу предположить, что он вырван из контекста и потому несколько искажает мысль...
Re: Новостройка
в Дневниках о. А. постоянно возвращается к этим размышлениям. Я привел самый краткий фрагмент, чтобы не цитировать обильно. Могу только отослать Вас к самим Дневникам.
Re: Новостройка
Бывает, что вырванная из контекста цитата сильно меняет мысль.
Понятно, против чего был о.Александр - против замены Живого Бога книжным шкафом, нотами распевов, золотом окладов...
О, да. Все это тяжкая позолота и безадежно внешнее...
Смешно немного, люди "Отче Наш" и "Символа Веры" не помнят, а об Афоне берутся рассуждать.
Встретил на Афоне двух послушников о. Тихона (Шевкунова), славные ребята....
просветите, пожалуйста о "непомнящих "Отче Наш" и "Символ Веры". Очень заинтриговали.
Охотно Вам отвечу. Православная Вера - дело живое. Нигде как в истории Византии и Древней Руси не найдешь примеров где Вера и жизнь совпали. Тоже самое и на Афоне - там живой участок того, что когда-то было повсеместно в православных странах. о.Александра где-то даже жалко - он провел жизнь скорее закрытую в окружении скорее равнодушном чем даже враждебном. К этой жизни привык.
Живя в России - где ты не в кунсткамере, а в живой жизни и где ты как христианин ежедневно чувствуешь пульс этой самой истории православного народа, ужасной или прекрасной, нельзя не любить как самой жизни так и своих предков, которые как христиане были лучше чем ты сам.
Очень интересное рассуждение, об этом можно было многое сказать, но я всё же попросил бы Вас ответить на поставленный вопрос.
Моя реплика была вашим визави которые слишком быстро согласились с Вашим постом.
Интересно, а fridmanka знает молитву "Верую"?
Во-первых, на будущее я бы рекомендовал Вам не переходить на личности в данном журнале. Не зная людей Вы нарисовали себе карикатуру и над ней посмеиваетесь.
Во-вторых, "Верую" не молитва.
внешнего, конечно же, не может не быть, ибо оно есть выражение внутреннего, но мы почти всегда это чужое выражение веры воспринримаем именно как Бога и как жизнь в нём.
И что ж мы, православные, никак не научимся, что "не судите, да не судимы будете"? Понятно же, что о. Александр писал для себя, не подбирал политкорректных выражений, страдал от бессмысленной "игры в веру", от каких-то слов, которые вокруг твердили, ничем их не наполняя. И дай Бог каждому так поработать ради веры Христовой, как он работал. И стольких людей привести к вере. И чего мы все рвемся обвинять и ругаться? Грустно...
Да не за что :) Не огорчайтесь. Это у нас, неверно, от всеобщего неофитства