в тюбетейко

Вообще, имхо, эти дневники надо читать психиатру.

"Согрешил пред Богом и пред собой, поевши вечером рыбы с жадностию (картошки и котлетку, едва ли не смешанную с мясом рыбу), и пивши молоко без нужды и куривши сигарку; оттого тяжело было мне – сердцу моему – вечером, и теперь утром тяжело; слабость крайнюю чувствую. – Не надо было есть вечером; или только – французские булочки с чаем, и довольно..."

Вот этим восхищаются люди в общем-то совсем неглупые. Если это православие, то ещё раз убеждаюсь, что я неправославный. Какое счастье.
О, это ещё не самое печальноэ в этих дневниках.
Он, бедолажка, едва ли писал в расчете на публикацию. А то писал бы "о высоком".
Да нет, это всё понятно, хотя есть основания полагать, что он всё же предполагал возможную публикацию.
Дело не в этом. А в том что человек почитает за грех. Такое ощущение, что Христос напрасно умер, - Ветхий Завет никуда не делся. Он продолжает быть нормой. Как писал прот. Шмеман уже в своих дневниках: будь моя воля я бы запретил все эти исповеди.
Если говорить очень серьезно, то мне этого человека жаль. Я про него совсем ничего не знаю, православные его, кажется, причисляют к лику святых, и, наверное, имеют для этого основания, но...

Как бы это сформулировать...

Мне вот в жизни неимоверно повезло. У меня пару раз было ощущение Его присутствия. Чувствуешь себя при этом как будто тебя пропускают через ослепительное сито, и ты заново складываешься из каких-то совсем новых молекул. И столько всего мелкого сгорает от этих ощущений, что диву даешься...

Французские булочки и котлетки точно в пыль обращаются.
У меня пару раз было ощущение Его присутствия. Чувствуешь себя при этом как будто тебя пропускают через ослепительное сито, и ты заново складываешься из каких-то совсем новых молекул. И столько всего мелкого сгорает от этих ощущений, что диву даешься...
Это ж надо, какие ощущения у чувствительных людей может вызвать идея Старшего Брата. ;-)
- Ветхий Завет никуда не делся.
Как раз Ветхий-то завет и делся! Ветхий Завет жизнелюбив, уж чего-чего там нет - так это когда радости жизни за грех почитаются: "Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно" (Притчи 5:18-19), "и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое" (Второзаконие 14:26).

Ветхозаветный подход - наслаждение само по себе не греховно, если за за него ты благодаришь Бога: "И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе" (Второзаконие 8:10). Греховно - если ты за этим Бога забываешь: "Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них], и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, - то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;" (Второзаконие 8:11-14). Так что это не падение в Ветхий Завет никак.

Впрочем, справедливости ради следует заметить, что и в иудаизме бывает нечто похожее: мне, например, приходилось слышать о некоем зело праведном раввине, который мог наложить на себя жестокий пост, если считал, что отвлекся от изучения Торы на что-то суетное. Очень похоже - повышенная, какая-то гипертрофированная требовательность к себе...
Я имел в виду, разумеется, не этот дух, цитаты которого вы привели. Имхо, это вполне новозаветно: ешь и благодари Бога и не осуждай того, кто не ест. Я имел в виду, разумеется, тот дух "законничества" и самокопания с которым так упорно и бесполезно боролся Назаретский Плотник.
Имхо, это вполне новозаветно: ешь и благодари Бога и не осуждай того, кто не ест.
Это-то как раз скорее "Ветхий Завет на страницах Нового" :). Специфически новозаветное - это скорее "имеющие жену будьте как неимеющие" и т.п.
Я имел в виду, разумеется, тот дух "законничества" и самокопания с которым так упорно и бесполезно боролся Назаретский Плотник.
Собственно, это тоже не то, что, так скажем, нормативно для Ветого Завета: вспомним Осию с "милости хочу, а не жертвы", Аввакума с "праведный верою жив будет", Исаию, осуждавших любителей "заповедь на заповедь, правило на правило" и т.д. Скорее это общечеловеческая тенденция падшего сознания, которую мы можем увидеть практически во всех религиозных традициях.
Он, напротив, желал издания своих дневников, считая их назидательным чтением для сопастырей.
Тогда умолкаю.
Мне, католегу паршивому, сих вершин духа не одолеть.