в тюбетейко

Вообще, имхо, эти дневники надо читать психиатру.

"Согрешил пред Богом и пред собой, поевши вечером рыбы с жадностию (картошки и котлетку, едва ли не смешанную с мясом рыбу), и пивши молоко без нужды и куривши сигарку; оттого тяжело было мне – сердцу моему – вечером, и теперь утром тяжело; слабость крайнюю чувствую. – Не надо было есть вечером; или только – французские булочки с чаем, и довольно..."

Вот этим восхищаются люди в общем-то совсем неглупые. Если это православие, то ещё раз убеждаюсь, что я неправославный. Какое счастье.
Да нет, это всё понятно, хотя есть основания полагать, что он всё же предполагал возможную публикацию.
Дело не в этом. А в том что человек почитает за грех. Такое ощущение, что Христос напрасно умер, - Ветхий Завет никуда не делся. Он продолжает быть нормой. Как писал прот. Шмеман уже в своих дневниках: будь моя воля я бы запретил все эти исповеди.
Если говорить очень серьезно, то мне этого человека жаль. Я про него совсем ничего не знаю, православные его, кажется, причисляют к лику святых, и, наверное, имеют для этого основания, но...

Как бы это сформулировать...

Мне вот в жизни неимоверно повезло. У меня пару раз было ощущение Его присутствия. Чувствуешь себя при этом как будто тебя пропускают через ослепительное сито, и ты заново складываешься из каких-то совсем новых молекул. И столько всего мелкого сгорает от этих ощущений, что диву даешься...

Французские булочки и котлетки точно в пыль обращаются.
У меня пару раз было ощущение Его присутствия. Чувствуешь себя при этом как будто тебя пропускают через ослепительное сито, и ты заново складываешься из каких-то совсем новых молекул. И столько всего мелкого сгорает от этих ощущений, что диву даешься...
Это ж надо, какие ощущения у чувствительных людей может вызвать идея Старшего Брата. ;-)
- Ветхий Завет никуда не делся.
Как раз Ветхий-то завет и делся! Ветхий Завет жизнелюбив, уж чего-чего там нет - так это когда радости жизни за грех почитаются: "Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно" (Притчи 5:18-19), "и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое" (Второзаконие 14:26).

Ветхозаветный подход - наслаждение само по себе не греховно, если за за него ты благодаришь Бога: "И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе" (Второзаконие 8:10). Греховно - если ты за этим Бога забываешь: "Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них], и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, - то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;" (Второзаконие 8:11-14). Так что это не падение в Ветхий Завет никак.

Впрочем, справедливости ради следует заметить, что и в иудаизме бывает нечто похожее: мне, например, приходилось слышать о некоем зело праведном раввине, который мог наложить на себя жестокий пост, если считал, что отвлекся от изучения Торы на что-то суетное. Очень похоже - повышенная, какая-то гипертрофированная требовательность к себе...
Я имел в виду, разумеется, не этот дух, цитаты которого вы привели. Имхо, это вполне новозаветно: ешь и благодари Бога и не осуждай того, кто не ест. Я имел в виду, разумеется, тот дух "законничества" и самокопания с которым так упорно и бесполезно боролся Назаретский Плотник.
Имхо, это вполне новозаветно: ешь и благодари Бога и не осуждай того, кто не ест.
Это-то как раз скорее "Ветхий Завет на страницах Нового" :). Специфически новозаветное - это скорее "имеющие жену будьте как неимеющие" и т.п.
Я имел в виду, разумеется, тот дух "законничества" и самокопания с которым так упорно и бесполезно боролся Назаретский Плотник.
Собственно, это тоже не то, что, так скажем, нормативно для Ветого Завета: вспомним Осию с "милости хочу, а не жертвы", Аввакума с "праведный верою жив будет", Исаию, осуждавших любителей "заповедь на заповедь, правило на правило" и т.д. Скорее это общечеловеческая тенденция падшего сознания, которую мы можем увидеть практически во всех религиозных традициях.
Специфически новозаветное - это скорее "имеющие жену б
"Вот Человек, который любит есть и пить вино!"
Вы не были на восточных свадьбах? Думаю, они сейчас мало отличаются от той, галилейской.
Re: Специфически новозаветное - это скорее "имеющие жену
Я отнес к "специфически новозаветному" то, что в Ветхом Завете представить было бы трудно. А брак в Кане - это вполне себе "ВЗ на страницах нового", равно как и, кстати, "не уклоняйтесь друг от друга" у ап. Павла.
"имеющие жену будьте как неимеющие" - это это тоже не специфически новозаветное. Это нормальное апокалиптическое сознание. У ессеев так было.