в тюбетейко

Вообще, имхо, эти дневники надо читать психиатру.

"Согрешил пред Богом и пред собой, поевши вечером рыбы с жадностию (картошки и котлетку, едва ли не смешанную с мясом рыбу), и пивши молоко без нужды и куривши сигарку; оттого тяжело было мне – сердцу моему – вечером, и теперь утром тяжело; слабость крайнюю чувствую. – Не надо было есть вечером; или только – французские булочки с чаем, и довольно..."

Вот этим восхищаются люди в общем-то совсем неглупые. Если это православие, то ещё раз убеждаюсь, что я неправославный. Какое счастье.
В те времена в России почти никто из адекватных вменяемых приличных людей в Бога не веровал (интеллигенция исповедовала атеизм, у дворян, мещан и крестьян было бытовое православие, клирики были унылыми осторожными госчиновниками).
И остались, согласно притче о званых на пир, одни только неприличные и неадекватные.
Сегодня неприличие и официоз идут вместе, и, видя кривляющихся неверующих шутов на поводке у бюрократии, трудно тогдашнюю ситуацию себе представить.
Молитвы только в момент кризиса (опасности, рождения, смерти...) - как раз характерный элемент бытовой религиозности.
Заметьте, что люди, сохранившие бытовую религиозность, равнодушно отнеслись к разгрому храмов и истреблению не-бытовых верующих.