в тюбетейко

Католический наезд )))

Вчера по одному более чем прискорбному для себя поводу довелось побывать в православном храме.
Давненько не брал я в руки шашек не бывал я в православных храмах, если не считать греческого храма Параскевы на Алонисе. Прямо-таки отвыкать начал. Прямо как всё внове. И от того можно на некоторые вещи взглянуть чуть-чуть как бы заново.
Храм очень красивый, особенно внутри. Тем кто любит "византию" обязательно понравится.
Достойный уважения настоятель и прочее и прочее.
Но вот какая хреновина. Место расположенное рядом с иконостасом и клиросом, отделено стеной. Теоретически туда можно войти. Но много не войдёт. Несколько человек. Тем более, зная понятия русских православных о "благочестии", вряд ли туда кто-то попрётся.
Далее - сам иконостас, приделанный к чудовищно толстенной стене, напоминающий неприступную крепость. Даже при широко распахнутых (весьма небольших) царских вратах из самого храма алтарь практически не виден. От слова абсолютно.
Я вот чего сказать-то хочу, хоть ортодоксы со мной, разумеется, не согласятся.
Можно много и долго объяснять народу про Евхаристию, и даже выставить микрофоны (в этом храме они были), но ежели сам человек НЕ ВИДИТ Приношения, он не может до конца в нём участвовать.
вебкамера нужна

потоковое видео через сервер на айфон каждой бабушки стоящей хоть в притворе
У нас в кафедральном так. Да еще и расстояние - метров 15 от первого ряда прихожан и высота солеи 1-1,5. Не видно ничего.
Для меня ещё на заре церковной юности самым нелюбимым храмом поэтому был Трапезный храм Лавры. Там даже хор не очень-то слышно было. Только дьякона, и то ему приходилось для ектений выходить вперёд.
тут скорее вопрос не иконостаса, а versus populum или versus altare.
Фелонь широка.
Вы ошибаетесь, если думаете, что епископ (пресвитер) на Новус Ордо стоит лицом к народу. В том-то и дело, что он стоит лицом К ПРЕСТОЛУ, но таким образом, чтобы с другой стороны был народ, образуя вместе сослужащий друг другу круг.
Re: ортодоксы со мной, разумеется, не согласятся
)))))))
Да, я такое уже видел как-то в одном храме.
Ежели предстоятельская спина не очень широкая, то что-то и увидят )))
Георгий, меня эти Ваши слова очень огорчили - собственно, не сами по себе слова, разумеется, а то умонастроение, которое за ним стоит: на мой взгляд, не следует так говорить. Вы знаете, на чем я воспитан - мне тоже, как вы понимаете, ближе открытый алтарь. Но вот Вам истинный крест - наличие иконостаса и Царских Врат мне ничуть не мешает мне полноценному участию в Литургии: был бы Евхаристический канон слышен (слава Богу, что в нашем храме его вслух читают), а есть иконостас, нет - по большому счёту, неважно (я часто во время Канона вообще с закрытыми глазами молюсь или, наоборот, они направлены в книжку с текстом Литургии).

Да, повторяю, мне симпатичнее, когда я молюсь в храме, где алтарь либо полностью открыт, как в нижнем храме Феодоровского Собора в Петербурге, либо преграда и Врата ажурные и (полу)символические, а Евхаристический Канон слышен. Но я знаю, что могу нормально полноценно участвовать в Евхаристии даже если Канон читают "по старинке" (у меня бывает опыт участия в Литургии в таких храмах) - книжка с чином у меня в руках, в конце концов, а главное - сердечное устремление, в конце концов. Уж тем паче мне не мешает, повторюсь, иконостас с Вратами. Более того - мне думается, что если бы у меня было бы умоностраение подобное Вашему, то мне ничтоже не пользовали бы ни Евхаристический Канон вслух, ни отсутствие алтарной преграды, т.к. при таком отношении затворены ушеса и очеса ума и двери сердца...

Более того: боюсь, что при таком состоянии ума и сердца скоро Вам и в КЦ станет некомфортно (собственно, я ж помню Ваш пост, где Вы возмущались тем, что священник Канон Мессы бормотал себе под нос) - "медовый месяц" кончится, а проблемы-то везде есть (см, например, http://danuvius.livejournal.com/314790.html - пишет Католик из Латвии, "испытано на себе", как говорится). И не уповайте на то, что сейчас на престоле св. Петра, похоже, действительно находится достойнейший архипастырь - это ещё не гарантирует того, что каждый раз "на местах" Вы со столь же достойными людьми встречаться будете. Зато при таком ершистом подходе, боюсь, Вы скоро "и в Ангелах будете усматривать недостатки", как говорится...
Очень за Вас рад!
Особенно же тому рад, что умонастроение моё вглубь зрите и врачевать оное изволите.
Экий ты!
На своей повозке по моим болячкам...
Согласен с Вами. Но ломанием одного иконостаса наши проблемы не решить. Тут все на традициях (часто дурацких) держится. Взять хотя бы любовь к стояниям на ногах. В чем смысл этого подвига? Сколько старушек не может найти место на одинокой лавке? Ох, беда, одним словом.
+ 1000
В них (традициях) дело.
И потому, тут надо медленно и плавно, что бы каждый до сердца понял...
а зачем?
Да не на что там по большому счету смотреть: ручки подняли - ручки опустили, пальчиком на дискос показали - лбом в пол стукнулись. Не думаю, что в Сан-Паоло-фуори-ле-мура с заднего ряда крайнего нефа (их там пять) что-то видно из происходящего в пресвитерии. Все же мы "ходим верою, а не вИдением".
И Зеленый собрат премудро заметил, что все равно мы либо читаем канон по памяти с закрытыми глазами (чтобы на бабушек-подсвечниц не отвлекаться), либо по книжке (на ЛВВ). Я же вообще по латинской традиции весь канон, начиная с "Достойно и праведно", на коленях стою, и мне пОпы впереди стоящих в любом случае мешать будут взирать на алтарь.
Re: а зачем?
Я даже не потому могу глаза закрывать, чтобы на бабушек-подсвешниц не отвлекаться (в нашем храме их и нет), а просто для лучшей сосредоточенности.
Знаете, я думаю, что когда этих храмов было "сорок сороков", то в основное храмовое помещение ("отделённое стеной") все желающие помещались. А то, где мы все стояли - это же трапезная вообще-то. Да, сам храм - очень-очень маленький просто. И они - московские - почему-то все именно такие. Ну, большинство. А вот в Питерских, к примеру - планировка совсем не такая.
Ну и, кстати, да - главное, на само деле, не то, что в какие-то исторические времена были приняты высокие иконостасы или толстые стены. Прибью любого, кто приблизится к ним с целью разборки. Проблема в том, что а) не слышно чтений (и хорошо бы дублировать их на КРАСИВОМ русском языке), б) не очень часто слышимые каноны (те же молитвы при отпевании) сложноваты для понимания на слух, и хорошо бы опять же хотя бы сделать их варианты (хотя бы печатные, "раздаточные") в хорошем русском переводе. С литургией, кстати, в этом плане проще - потому что она и прочитана по нескольку раз, и слушается каждое воскресенье почти. Ну или по крайней мере - часто.
такая особенная
Месса в Челябинске должна быть не особенная, а СУРОВАЯ!
Здравствуйте,
В целом согласен.
Я кстати, так пока и не смог понять, откуда взялись традиции в русском православии обязательно стоять и обязательно ограждать алтарь крепостными стенами. Имхо на домашней литургии как-то красивше.