в тюбетейко

Читая "Дневники" Шмемана (продолжение)

Начало "ложной религии" - неумение радоваться, вернее - отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней - правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости - они легко становятся "демоническими", извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: все это соблазны, все это "прелесть". Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви… И почему-то у "религиозных" людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: "Да возрадуется душа моя о Господе…". Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не "освобождают" от мира и его соблазнов. Радость - основа свободы, в которой мы призваны "стоять". Где, как, когда извратилась, замутилась эта "тональность" христианства или, лучше сказать, где, как и почему стали христиане "глохнуть" к ней? Как, когда и почему вместо того, чтобы отпускать измученных на свободу, Церковь стала садистически их запугивать и стращать?
Именно ключевые (родниковые). С трудом удерживаюсь, чтобы не цитировать всё подряд. Я понимаю о. Петра Мещеринова, который пил эту книгу как свежий родник.
да, и ключевые - ключевые, открывающие замкнутую дверь
"Радость моя! Христос воскресе!"
Когда в церковной жизни не находится места Христу, вместе с Его (такими неудобными) словами, страшным крестом и странной любовью, то вместе с Ним уходит и радость...
Re: "Радость моя! Христос воскресе!"
Согласен.
Как хорошо, что Вам хватает сил и времени выкладывать эти отрывки. Я его читала запоем, причем иногда мне уже казалось, что это мой дневник, извлеченный волшебным образом откуда-то из подсознания :)))
Я его периодически читаю. Потом приходит что-то другое. Но когда становится особенно душно, опять беру "Дневники". И сразу - воздух!, - пусть и порывистый, зато свежий и чистый.
Ооо, да. Это одна из любимых цитат. Я вообще во многом именно Шмеману - его честности и глубине - обязана своим сдвигом от протестантизма к православию.
А в какой деноминации Вы были в протестантизме?
Упс! Мир тесен. У нас наша близкая подруга в "Церкви Христа". А какие именно книшки Вам помогли?
Прежде всего - "Историчнеский путь православия". Но это, скорее, моя личная особенность (меня покорила честность о.А) плюс специфика того момента - мы тогда обсуждали реформы и много думали о расколах у нас и в протестантизме в целом.
Еще повлиял митр. Антоний Сурожский - не помню, скакой книги я начала, но была потрясена глубиной, по сравнению-то с ЦХовским детским садом.
Владыку Антония я ей подарил (2-й том "Трудов"). Вроде понравилось. А вот "Протестантам о Православии" о. А. Кураева, к моему удивления и печали, не пошла совсем.
Насчёт Шмемана сильно сомневаюсь, хотя бы потому, что такие слова как "экклезиология", "сотериология", "актуализация" и проч. просто непонятны. Объясняешь одно слово - на подходе десять... ))
С Кураевым надо быть очень осторожным. Если человек уже склонился к православию, книга может укрепить на этом пути, а если хотя бы сомневается или вообще убежденный протестант - она точно воспримется как оскорбление. У меня муж увлекался Рерихами одно время - так я заглянула в его "Сатанизм для интеллигенции" - и ужаснулась: без всякого уважения к оппонентам написано.