в тюбетейко

Читая "Дневники" Шмемана (продолжение)

...какая странная эпоха, сколько "выдуманного" - редукция всего в Православии к "Отцам" и "духовности". Из них сделали каких-то идолов, какую-то панацею от всех зол. Торжество в наши дни сектантского только. Только Отцы, только "Добротолюбие", только Типикон… Убожество и какая-то глубочайшая несерьезность и бездарность всего этого.
именно по этой причине в православии нет богословия. размышлять о Библии, таинствах, Боге и пр. можно только через святых отцов.
можно ли быть свободным и в то же время оставаться членом церкви? вот самый интересный вопрос. мне видится, что Бог уважает человека настолько, что дает ему право спорить и искать истину, даже с Ним, а не тупо принимать все только через веру (аргумент к авторитету: так сказал Василий Великий, значит, только так, а не иначе). Но почему тогда Иаков боролся с Богом, и Бог не уничтожил его за это? Почему апостол Фома потребовал доказательства (пока не вложу руки мои в раны Его, не поверю), и Бог удовлетворил его даже не просьбу, а требование! Возможно, это значит, что есть два пути познания: один через эмоциональную веру (те кто ничего сомнению не подвергает, но это внушаемая категория людей), а другой через разум, сомнения (это трудный путь, но мне он кажется интереснее и глубже). Хотя на этом пути человека ждут большие разочарования и чувства оставленности. Но лучше так, чем жить в иллюзиях.
Можно ещё вспомнить Иова, которого почему-то все считают смиренненьким. Какие кощунственные вещи позволяет себе Иов, но Бог говорит "православным" друзьями Иова: "горит гнев Мой ... за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов".