Йа

Вот слова истинного Духовника!

- Все эти телесные заморочки, это дремучие средневековые монахи выдумали, чтобы проще было людей в подчинении держать. Физиологии они не знали и не понимали. поэтому естественные человеческие проявления старались запихнуть в рамки греха и навязать чувство вины. Секс сам по себе прекрасен. Человеческое тело — величайшее творение Божие, и достойно восхищения и воспевания, как это было в античности. И все, что с этим телом делается с взаимным уважением и радостью, не греховно. Грех — насилие, принуждение, эксплуатация другого человека, в том числе и в благословленном браке. Соитие против желания одного из супругов греховно. В наготе нет ровным счетом ничего предосудительного. Никакие взгляды и / или касания, если за ними стоит бережность и уважение к человеку, не греховны. Так что эти вопросы вообще не должны быть предметом исповеди, а если какие-то священники сами в эти темы лезут, то это свидетельствует только о их личной озабоченности и низкой культуре. Собственно, речь об исповеди в контексте телесного может возникать только в случае принуждения партнера к неприемлемым для того действиям, предательства или т.н. «ненадлежащего использования тела». Главные поводы для исповеди — осуждение, невнимание к другим людям, недостаточно бережное к ним отношение, грубость, вообще, все, чем мы явно или скрыто раним других.

***

Вообще, теме человеческого достоинства уделяется огромное внимание. Как соблюсти достоинство любого человека, с которым довелось общаться, и свое тоже. Из проповеди о.Дé в прошлое воскресенье. «Бывает, ну нет денег, чтобы подать нищему, но нельзя проходить мимо человека с непроницаемым видом, словно ты его не видишь. Улыбка, два-три извиняющихся слова, — это минимум миниморум. А то и спросить как человека зовут, каково ему сегодня. Если человек к нам обратился, он должен видеть, что мы видим в нем равного по достоинству человека.»

***

Тема ответственности за свои решения и свой выбор. Единственная реально непоправимая вещь — смерть. Все остальное не более чем ошибка в пути. Достаточно ее увидеть, проанализировать причины и на будущее избрать более оптимальный путь. Не надо слишком драматизировать ошибки и фиксироваться на них, особенно после примирения с Богом.

Господь любит прощать. Надо давать Ему такую возможность каждый день. Достаточно вечером исповедать свои проступки в течение дня, и Господь их простит. Не нужно нести на исповедь всю повседневную шелуху, вошедшую в привычки. Исповедь для серьезных прегрешений в первую очередь, а из них главная — недостаточность любви к людям.

Мы грешим не только сами по себе, но и все вместе как сообщество христиан. Поэтому если на приходе есть помимо индивидуальных и общие исповеди перед большими праздниками, в них стоит поучаствовать, это поможет научиться лучше распознавать, где мы грешим именно как общность единоверцев.

отсюда
Этот вопрос мой духовник оставил на усмотрение самих пар. Он вообще считает, что нечего извне вмешиваться и руководить этими процессами, тем более, что обстоятельства жизни у всех разные.
Батя в том возрасте, когда уже не боятся Конгрегации по делам веры ;)