Слава Украине

Очень личное

Тридентская месса представляется мне эдакой старинной иконой.
Икона эта чрезвычайно красива и богата символикой.
Она поражает своими яркими красками.
Точнее поражала бы.
Но, к сожалению, лак её сильно потемнел от времени и ликов уже практически невозможно разобрать.
Видны лишь трудно угадываемые силуэты.
И чтобы эта древняя икона вновь заиграла своими первоначальными красками, её одели в роскошный серебряный с позолотой оклад.
Трудно себе вообразить что-то более прекрасное!
Он весь переливается драгоценными камнями!
Но, увы, почерневшая икона из-за оклада сделалась окончательно невидимой.
Если аккуратно снять с неё прекрасный драгоценный оклад, вдумчиво и трепетно снять почерневший лак времени, то икона вновь заиграет первоначальными красками.
Но не все оценят эту первоначальную красоту.
Кому-то она покажется "голой", "примитивной".
Потому что им ценна не сама икона, а привычный и такой ясно-красивый оклад.
Надо ли добавлять к этому, что Novus Ordo это и есть первоначальная икона?
вместе с тем novus ordo обладает слишком большой свободой для служащего, что иногда не слишком хорошо, как мне кажется. Подчас эклектичность происходящего режет взор, когда строгий евхаристический канон обрамлен полупопсовыми песнями под гитару. По отдельности все это может и неплохо, а вот вместе не сочетается, на мой взгляд, ну никак.
Дело вкуса.
Кому-то и "Креольская месса" Ариэля Рамиреса - попса.
Мы с Папой Франциском так не считаем.
Извечный вопрос: что лучше Novus Ordo или Tridentina? Совершенно согласен - это дело вкуса.

Правда с одной оговоркой: суета окружающей нас жизни способствует всеобщему упрощению. Вместо здоровой пищи - фаст-фуд, вместо встречи - звонок по телефону, вместо звонка - смс, вместо смс - лайк.

Дело вкуса ежедневно питаться в Макдоналдсе (грешен). Но почему хороший ресторан с этикетом, дресс-кодом и качественными винами многолетней выдержки и проверенными рецептами кухни всегда вызывает зависть и уважение?

Так и NO мне представляется этаким фаст-фудом, а Тридентина - изысканным рестораном. Дело вкуса?
Для меня ценна диалогичность новой мессы.
Она представляется мне важнейшим моментом, который напрочь отсутствует в ТМ.
Там Народ Божий - просто инертная масса.
Мне этого добра хватило в православии.
Там тоже ну очень изыскано!
Ах, византия!
Ах, знаменное пение!
Пир духа...
Дело не в изысканности, а в понимании символики.
У нас в приходе в начале поста были реколлекции. Посвященные иконе и ее символизму и значению всего этого для нас. Икона, естественно, восточная (стилизованная). И отец-реколлент (к слову сказать, весьма православного вида, живший в скиту, иконописец) очень вздыхал по символизму восточному, дескать они его сохранили, в отличие от латинского обряда.
И что же? Такого живого участия прихожан в реколлекциях не припомню за 11 лет! Даже вопросы задавали, расходиться после не хотели.
Это я к чему?
Дело не в изысканности, а в понимании. Почему греко-католики не жалуются на свое византийское богослужение? Потому что у них работает система катехизации и просвещения.

А что до диалогичности, лично мне она мешает. Иной раз бы и пришел после работы на мессу. Но после работы с людьми хочется меньше всего диалога. Так что вся литургическая реформа могла быть сведена к включению народа в диалог, без упрощения ритуала, раскрывающего богатейший смысл и эсхатологию Мессы.
Красота греко-католической литургии весьма относительна, да и не может быть другой, когда народ поёт не только ектении, но и "Херувимскую" к примеру.
Вечерни и утрени у них тоже нет, соответственно нет всех тех дивных стихир, канонов, догматиков, "Свете тихий..." и прочего.
А мода на всё византийское в России неизбежна.
При наличии невероятной, адской попсы в современной католической иконографии, это очень даже похвально.
А почему, как вы полагаете, у греко-католиков "работает" катехизация?